Печать

Из истории образования 12 ГУ МО

 

Из истории образования 12 ГУ МО

4 сентября - День 12 Главного управления МО РФ.

Имеет место противоречие в самом подходе к дате образования Главного управления. Существуют две точки зрения.

Первая - она же официальная, юридически оформленная приказом МО РФ №068 от 2 сентября 1993 года «Об установлении даты образования 12 Главного управления МО РФ». Согласно ее 4 сентября 1947 года - день образования Специального отдела Генерального штаба - первого структурного подразделения в ВС СССР, занимавшегося ядерным оружием, и на основе последующего развития которого было создано Шестое управление МО СССР, считается днем образования 12 Главного управления МО СССР.

 

Вторая точка зрения - день рождения 12 Главного управления МО СССР - 14 февраля 1959 года, когда в результате объединения органов военного управления, занимавшихся смежными вопросами разработки, испытаний и эксплуатации ядерных боеприпасов была образована новая организационная структура - 12 Главное управление Министерства обороны СССР, принявшее на себя всю ответственность за реализацию военной ядерно-технической политики. Вошедшие в состав Главного управления воинские части, учреждения, органы управления ими были организационно оформлены и функционировали еще до образования Главного управления, а решаемые ими задачи - в полном объеме возложены на вновь сформированную организационную структуру. В этой связи вполне логичен вывод о том, что они являются историческими предшественниками последней и точка зрения о 4 сентября 1947 года как дате образования Главного управления имеет под собой основание. Если день образования Специального отдела Генерального штаба можно считать началом процесса создания 12 Главного управления, то день 14 февраля 1959 года - завершающей датой его образования.

Исследование показало, что процесс образования исторических предшественников Главного управления был связан с начальным периодом создания и внедрения ядерного оружия в Вооруженных Силах.

Грозные события лета 1945 года, когда США была осуществлена атомная бомбардировка двух японских городов, вынудили политическое руководство СССР предпринять чрезвычайные меры для форсирования работ по созданию отечественного ядерного оружия. 20 августа 1945 года постановлением Государственного Комитета Обороны был создан Специальный комитет - новый орган государственного управления, наделенный широкими полномочиями.

Во главе Специального комитета был поставлен нарком внутренних дел - заместитель Председателя СНК Л.П.Берия.

На Специальный комитет было возложено руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана, в том числе разработке и производству ядерной бомбы. Эта задача была ключевой в реализации атомного проекта в СССР - ее решению в послевоенный период были подчинены все другие задачи.

С самого начала было ясно, что Специальный комитет, как чрезвычайный орган, необходимо было "вписать" в общую структуру государственной системы. Для выхода работ по атомному проекту из научных лабораторий в проектные организации, а затем и в производство требовался орган оперативного и повседневного руководства со статусом министерства. Поэтому СНК СССР 30 августа 1945 г. принял постановление об организации Первого главного управления (ПТУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Именно ему предстояло непосредственно возглавить решение сложнейшей задачи - создать новую промышленность, призванную дать стране ядерное оружие. Его начальником был назначен

Б.Л.Ванников, видный работник оборонной промышленности, нарком боеприпасов, генерал-лейтенант.

После создания Специального комитета и ПТУ период проведения научно-исследовательских и промышленных работ ограниченными силами только одних ученых и инженеров закончился. Государство полностью включилось в руководство атомной проблемой и придало ее решению форму высочайшей государственной ответственности. В самые сжатые сроки в тяжелейших экономических условиях были организованы новые лаборатории, институты и конструкторские бюро, построены предприятия по добыче и переработке урана

8 апреля 1946 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли закрытое постановление о создании конструкторского бюро КБ-11 (впоследствии - Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики - ВНИИЭФ), деятельность которого целиком и полностью была ориентирована на разработку и создание первых образцов атомного оружия. Начальником КБ-11 был назначен заместитель министра транспортного машиностроения генерал-майор танковых войск П.М.Зернов, главным конструктором - Ю.Б.Харитон.

Форсирование работ по созданию отечественного ядерного оружия обусловило участие в реализации советского атомного проекта Министерства Вооруженных Сил, на которое в августе 1947 года были возложены организация и строительство атомного полигона, проведение на нем испытаний ядерного оружия, изучение его поражающих факторов.

Для практической реализации этих задач, 4 сентября 1947 года был создан Специальный отдел Генерального штаба - первое структурное подразделение в военном ведомстве, занимавшееся проблемами ядерного оружия. Начальником Специального отдела назначен генерал-майор инженерных войск Болятко Виктор Анисимович.

Главным результатом деятельности Специального отдела Генерального штаба явилось создание Учебного полигона №2 Министерства Вооруженных Сил (позднее Государственного Центрального научно-исследовательского испытательного полигона №2 МО СССР).

Формирование полигона было завершено к концу февраля 1948 года. Первым начальником полигона был гвардии генерал-лейтенант артиллерии П. Рожанович.

Проведение на этом полигоне 29 августа 1949 года первого натурного ядерного испытания, а также полученный в результате первого испытания исследовательский материал о поражающих факторах ядерного взрыва позволил перевести в практическую плоскость организацию противоатомной защиты войск и населения страны, которая была возложена на Министерство Вооруженных Сил. С этой целью в военном ведомстве в 1949-1950 гг. была создана система специальных учреждений (специальные отделы видов Вооруженных Сил и родов войск, специальные факультеты и кафедры при академиях, Центральный научно-исследовательский институт Военного Министерства). Руководящим органом этой системы стало преобразованное из Специального отдела Генштаба Шестое управление Министерства Вооруженных Сил.

Успешные испытания в сентябре - октябре 1951 года на Учебном полигоне №2 Министерства Вооруженных Сил СССР первых авиационных атомных бомб (РДС-2, РДС-3), приобретенный в ходе них опыт специальной летной работы, накопленный аналитический материал по изучению боевых свойств ядерного оружия, средств и способов защиты от него сделали возможной подготовку войск (сил) к действиям в условиях применения ядерного оружия.

Необходимо было, прежде всего, сформировать части боевого применения ядерного оружия. Ими, конечно же, в начале 50-х годов могли быть только части Военно-воздушных сил, ибо только они имели соответствующие носители нового оружия.

Подготовка Военно-воздушных сил к применению ядерных авиационных бомб началась в конце 1951 года, когда по решению Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3200-1513 Военное Министерство приступило к формированию первого авиационного бомбардировочного полка с условным наименованием "Учебно-тренировочная часть № 8" в составе 22 боевых самолетов-носителей Ту-4. Полк был укомплектован личным составом из 45 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром полка был назначен опытный и заслуженный летчик полковник В.А. Трехин.

На повестку дня стал вопрос создания инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов. По вполне очевидным причинам выполнение этой сложнейшей в организационном и техническом плане задачи Специальный комитет возложил на Первое главное управление при Совете Министров СССР.

Во-первых, необходимо было обеспечить высокое качество серийно изготовляемых ядерных боеприпасов;

во-вторых, осуществлять их надежное и безопасное хранение и эксплуатацию;

в-третьих, подготовить соответствующих специалистов;

в-четвертых, наладить обеспечение ядерными боеприпасами частей применения ядерного оружия.

Для реализации комплекса перечисленных проблем в 1951 году в Первом Главном управлении при Совете Министров СССР были созданы отделы:

учета и хранения специальной продукции;

специальной приемки деталей, узлов, механизмов и материалов для изделий "501" (т. е. ядерных боеприпасов);

отдел строительства специальных объектов.

Именно этими органами управления нарождавшейся атомной промышленности было организовано строительство войсковых и центральных баз хранения ядерного оружия, созданы специальные представительства при конструкторских организациях и на заводах, непосредственно подчиненных Первому главному управлению и ряду других министерств; сформированы учебные центры.

Параллельно с формированием и подготовкой авиационного полка, в соответствии с решением Совета Министров СССР № 3200-1513 от 29.08.1951 года, при четырех аэродромах Дальней Авиации, расположенных в населенных пунктах Стрий, Сольцы, Балбасово, Мачулище, началось строительство первых войсковых складов, предназначенных для хранения и подготовки к применению ядерных бомб. Этим войсковым складам ядерных бомб было присвоено условное наименование - Ремонтно-технические базы (РТБ).

Решение о строительстве первых центральных баз хранения ядерного оружия, было принято Советом Министров СССР в октябре 1950 года, а строительные работы на выбранных площадках начались в 1952 году.

Уяснить условия и особенности организации строительства первых центральных баз хранения могут помочь воспоминания его непосредственных участников - начальников этих объектов.

"Строительство нашего объекта, - вспоминает генерал-лейтенант А.И. Смирнов, -началось в июне 1954 года. Прежде всего, необходимо было проложить дорогу к будущему военному городку. Несмотря на тяжелые условия: обширные болота, нехватку строительной техники и материалов, к осени была проложена дорога-лежневка, по которой и стали поступать первые грузы. Зимовали в палатках. Лишь в январе 1955 года были построены первые сборно-щитовые дома. Но нехватка жилья ощущалась еще долго.

Для широкого развертывания строительных работ на территорию объекта весной 1955 года был переведен лагерь заключенных. Должность начальника лагеря совмещал начальник управления строительства. Работы проводились интенсивно и широким фронтом: на возведении специальных сооружений в горном массиве - в три смены, на других объектах -

в две смены. В начале 1957 года лагерь заключенных был передислоцирован, а к строительству объекта привлечен сначала батальон, а затем полк военных строителей ".

В числе первых начальников центральных баз хранения ядерного оружия были полковники Б.Н.Филиппов, П.А.Крылов, А.М.Яковенко, М.В.Немировский, Г.И.Дегтеренко, П.П.Каныгин, Н.А.Садовник, В.П.Котин, И.А.Орлов, А.И.Смирнов. Это были, как правило, бывшие работники госбезопасности, внутренних дел ранга начальника управления внутренних дел (НКВД) области, министра внутренних дел республики

Строительство и формирование первых четырех РТБ было завершено в 1954 году. Строительство первых двух центральных баз хранения (711 и 712) было завершено в 1955 году. В 1956 году был введен в строй еще один объект (714).

В 1954 году началось серийное производство атомных боеприпасов (РДС-3, РДС-4), а в 1955 году - осуществлена их первая закладка на объекты «С» и в ремонтно-технические базы.

Как вспоминает участник этих событий полковник в отставке Ю.К.Созонов, сборку и закладку ядерных бомб на РТБ осуществляли две сборочные бригады КБ-11, возглавляемые полковниками Г.Г.Нырковым и В.И.Капустиным. Эти бригады состояли из офицеров и сверхсрочнослужащих - выпускников 1952-1954 гг. учебного центра, который по фамилии их начальника называли "Академией Назаревского". Особенностью этого периода (1955-1956 гг.) является то, что войсковой запас ядерных боеприпасов на ремонтно-технических базах содержался без ядерных зарядов, нейтронных источников и др. Их поставка на ремонтно-технические базы планировалась в особый период сборочными бригадами объектов "С", где совместно со сборочными бригадами последних должна была осуществляться окончательная подготовка ядерных боеприпасов к боевому применению.

Но, прежде чем организовать эксплуатацию ядерных боеприпасов на объектах "С" и ремонтно-технических базах, было осуществлено их опытное хранение в КБ-11. На практике этого хранения была разработана эксплуатационная документация, требования к складам, отработана технология поддержания комплектующих ядерных боеприпасов в установленных степенях готовности, подготовлены специалисты и лишь после этого осуществлена их первая закладка на центральных базах хранения и войсковых складах.

Совершенно очевидно, что научно обоснованная система хранения и эксплуатации ядерного оружия на центральных и войсковых базах могла быть организована только силами хорошо подготовленного инженерно-технического состава. С этой в 1952 году по решению начальника Первого главного управления при двух заводх-изготовителях ядерных бомб (в Арзамасе-16, Свердловске-45) а также при 71 полигоне ВВС в Багерово были созданы учебные центры.

Используя многолетний опыт Министерства обороны в части организации приемки от промышленности военной продукции, 5 мая 1951 года по инициативе начальника ПТУ Б.Л.Ванникова было принято решение Правительства о создании в Первом главном управлении при Совете Министров СССР отдела специальной приемки, а также специальных представительств при конструкторских организациях и на заводах, непосредственно подчиненных Первому главному управлению и ряду других министерств. На вновь созданную организацию возлагался контроль за качеством изготовления деталей, узлов, механизмов и материалов, используемых в процессе создания ядерных боеприпасов.

Начальником отдела был назначен высококвалифицированный военный инженер, обладавший глубокими знаниями и опытом организации приемки от промышленности сложной боевой техники для Военно-воздушных Сил, инженер-полковник Николай Павлович Егоров (впоследствии - генерал-полковник инженерно-технической службы, начальник 12 Главного управления Министерства обороны СССР).

Как отдел специальной приемки, так и представительства на предприятиях промышленности были укомплектованы военными инженерами и техниками, имеющими необходимый опыт в приемке военной техники, а часть из них прошла серьезную школу по подготовке к боевому применению военной техники в годы Великой Отечественной войны. Из числа 25 офицеров - первых военных приемщиков пятеро (Н.П.Егоров, Н.К.Белобородов, И.А.Савин, А.Д.Искра, Л.А.Петухов) стали генералами, лауреатами Сталинских, Ленинских и Государственных премий.

Следует подчеркнуть одну важную особенность в организации приемки ядерных боеприпасов, которая имела место в течение первых нескольких лет их серийного производства. Она состояла в том, что каждое изготовленное изделие фактически принималось дважды. В начале изделия предъявлялись специальному представительству на предприятии, а затем вся месячная партия изделий подвергалась тщательной проверке комиссией Первого главного управления при Совете Министров СССР.

Таким образом, объективные потребности развертывания серийного производства ядерного оружия и оснащения им Советской Армии обусловили образование в Первом главном управлении при Совете Министров специальной приемки и представительств на предприятиях, а также развертывание строительства и формирование центральных и войсковых баз хранения.

Созданные в конце 40-х - начале 50-х годов в атомной промышленности и Военном Министерстве воинские части, учреждения, органы управления - исторические предшественники 12 Главного управления Министерства обороны СССР - некоторое время развивались параллельно, будучи непосредственно причастными к смежным вопросам создания, совершенствования и эксплуатации ядерного оружия.

Основное содержание деятельности Шестого управления в 50-х гг., конечно же, было связано с осуществлением ядерных испытаний. За период с 1949 по 1958 гг. в СССР было проведено 83 ядерных испытания. Из них 59% на Учебном полигоне № 2 Министерства обороны.

Совершенствовалась инфраструктура испытаний ядерного оружия. Для этой цели на Учебном полигоне №2 МО СССР строились новые площадки, оптимизировалась деятельность опытно-научной части полигона.

К середине пятидесятых годов, особенно после проведения в 1955 году термоядерного взрыва мощностью 1600 килотонн, стало ясно: Учебный полигон № 2 Министерства обороны уже не может обеспечить заданной интенсивности ядерных испытаний, тем более зарядов повышенной мощности. Возникла настоятельная необходимость создания нового ядерного полигона. Им стал полигон на Новой Земле.

Образование Ново-Земельского полигона происходило поэтапно. Сначала для проведения морских испытаний в 1954 году был создан Морской научно-исследовательский полигон. Затем для проведения воздушных испытаний в 1956 году территория морского научно-исследовательского полигона была расширена.

По результатам испытаний, проведенных в 1957, году был сделан вывод о пригодности острова Новая Земля для проведения всех видов испытаний. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 марта 1958 г. № 258-126 за полигоном закреплен статус Государственного Центрального полигона Министерства обороны в ныне существующих границах. Первым начальником Ново-Земельского полигона ("Объекта-ТОО") был назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Г.Стариков. Полигон подчинялся шестому управлению ВМФ (начальник - контр-адмирал П.Ф.Фомин).

Очевидно, что с возникновением полигона на Новой Земле интенсивность и сфера деятельности Шестого управления МО СССР значительно расширились. Однако география участия Шестого управления и подчиненных ему структурных подразделений в совершенствовании ядерного оружия на этапе его полигонных испытаний ограничивалась не только Учебным полигоном № 2 МО СССР и полигоном на Новой Земле, так как со второй половины 50-х годов начали проводиться натурные испытания с реальными ядерными взрывами и на полигонах видов Вооруженных Сил.

Важным новым направлением в практике Шестого управления Военного Министерства явилась деятельность по подготовке войск к действиям в условиях применения ядерного оружия.

В течение двух-трех лет после проведения первых полигонных испытаний ядерных зарядов, изучением боевых свойств ядерного оружия, а также средств и способов защиты от него занимались в основном военные специалисты Шестого управления Министерства обороны, 12 Центрального научно-исследовательского института и Учебного полигона № 2 МО СССР. В послевоенное до 1953 года время основу могущества армии и флота продолжали составлять обычные виды оружия и боевой техники, которые применялись в войне против гитлеровской Германии.

Для развертывания работ, связанных с обучением войск ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия, необходимо было получить разрешение Совета Министров СССР. Такое разрешение было получено 29 сентября 1953 года.

Несомненно, наиболее крупномасштабным мероприятием по подготовке ВС СССР к действиям в условиях применения ядерного оружия явилось проведенное 14 сентября 1953 года опытно-показное учение с применением ядерной бомбы на Тоцком учебно-артиллерийском полигоне Южно-Уральского военного округа.

Принятие решения о проведении такого учения имеет свою историю. Первые предложения по этому вопросу на уровне ведущих министерств страны относятся к концу 1949 года. Непосредственным разработчиком первых предложений был Специальный отдел Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (В.А. Болятко, А.А.Осин, Е.Ф.Лозовой). За последующие пять лет (1949-1953 гг.) Шестым управлением Военного Министерства было разработано более двадцати представлений, которые направлялись в основном Н. А.Булганину, а также Л.М.Кагановичу, Л.П.Берии, Г.М.Маленкову и В.М.Молотову.

Среди основных побудительных мотивов, обусловивших руководство страны принять решение о необходимости проведения войскового учения с применением ядерного оружия, наряду с отмеченными, несомненно, было и стремление не отстать в подготовке Вооруженных Сил от армии США. Ведь к 1954 году стратегическая авиация США имела на вооружении уже более 700 ядерных бомб. США провели 45 ядерных испытаний, включая 2 ядерные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. Вопросы применения атомного оружия и защиты от него были широко проверены не только на полигонах, но и на войсковых учениях армии США (к 1954 году в США было проведено 8 учений с применением ядерного оружия). В Советском Союзе к этому времени было проведено 8 испытаний ядерного оружия.

Сначала проведение учения со взрывом ядерной бомбы, по предложению Шестого управления Министерства обороны, намечалось на Учебном полигоне № 2 МО СССР. Однако, главным образом, ввиду соображений режима секретности и больших материальных издержек, связанных с транспортировкой войск в район предполагаемых учений, было принято решение о проведении учения на территории Тоцкого учебно-артиллерийского полигона Южно-Уральского военного округа.

Общее руководство учением осуществлял заместитель Министра обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Непосредственное руководство войсковым учением с правом выдачи приказания на подъем самолета с изделием РДС-2 и сброс изделия по цели было возложено на генерала армии И.Е.Петрова.

Специальное обеспечение опытно-показного учения было возложено на Шестое управление Министерства обороны и включало: сборку и подготовку изделия РДС к сбросу; транспортирование изделия и сброс его на цель; физические наблюдения; биологические наблюдения; испытание инженерных сооружений, средств вооружения и имущества; обеспечение безопасности войск и населения; киносъемку учения. Для выполнения всех этих мероприятий была создана группа специального обеспечения учений в составе 6 генералов, 207 офицеров, 28 служащих, 23 солдат и сержантов. Группа была укомплектована личным

составом главным образом за счет Шестого управления МО СССР и подчиненных ему частей . Руководил группой генерал-лейтенант В. А. Болятко

На этих учениях готовились к сбросу две бомбы среднего калибра РДС-2 (равные удвоенной мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму, т.е. 40 кг). Вторую бомбу пред¬полагалось использовать в случае отказа самолета-носителя или невозможности сброса первой ядерной бомбы.

Сборку, окончательное снаряжение и предполетную подготовку ядерной бомбы провела бригада специалистов Министерства среднего машиностроения во главе с инженер-майором А.Г.Ковалем (впоследствии полковник - начальник отдела 12 Главного управления МО СССР). Бригада работала под контролем представителя специальной приемки инженера-подполковника А.Д.Искры (впоследствии генерал-майор - начальник первого управления 12 Главного управления Министерства обороны СССР). Он осуществлял контроль сборки изделия, подготовку его к испытаниям, предполетную подготовку на самолете.

Следует отметить, что проведенное 14 сентября 1954 года корпусное учение на территории Тоцкого учебно-артиллерийского полигона Южно-Уральского военного округа с применением ядерной бомбы было не единственным в истории развития Советской Армии. Два года спустя, 10 сентября 1956 года под руководством заместителя Министра обороны СССР Маршала артиллерии М.И. Неделина по специальному заданию Министра обороны Маршала Советского Союза Г.К.Жукова на опытном поле Учебного полигона № 2 МО СССР, состоялось учение, в ходе которого был получен первый опыт высадки в тактической глубине обороны противника воздушного десанта на вертолетах вслед за взрывом ядерной бомбы".

Специальное обеспечение учений осуществлялось офицерами Шестого управления и Учебного полигона № 2 Министерства обороны СССР.

Таким образом, начиная с 29 сентября 1953 года на Министерство Вооруженных Сил СССР, наряду с другими вопросами реализации ядерно-технической политики, была возложена функция применения ядерного оружия. Если Шестое управление Министерства обороны СССР занималось непосредственной разработкой оперативно-тактических и технических вопросов применения ядерного оружия, организацией и контролем подготовки и совместно со специальными отделами при главнокомандующих видов, командующих и начальниках родов войск и служб развернуло в этом направлении широкомасштабную работу, то вопросами ядерного обеспечения частей боевого применения продолжала заниматься атомная промышленность.

В 1953 году произошла существенная организационная перестройка высшего эшелона руководства атомной программой в СССР. Первое главное управление при Совете Министров СССР и Специальный комитет были упразднены. Вместо них на вершине управленческой структуры руководства атомными исследованиями и промышленностью было создано Министерство среднего машиностроения (МСМ). В июле 1953 года в Министерстве среднего машиностроения СССР было создано Главное управление приборостроения (начальник - П.М.Зернов), на которое было возложено руководство серийным производством ядерных боеприпасов. В это управление также вошли созданные в 1951 году первые структурные подразделения атомной промышленности, занимавшиеся вопросами приемки, учета, хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов.

Для оптимизации и обеспечения большей согласованности в их деятельности 14 марта 1955 года был создан новый орган управления - Главное управление комплектации который возглавил генерал-майор инженерно-технической службы Н.П.Егоров.

Таким образом, историческая особенность осуществления атомного проекта в СССР такова, что к началу 50-х годов стало реальностью наличие в атомной промышленности и Военном Министерстве органов военного управления, занимавшихся проблемами атомного оружия. Взаимоотношения этих органов управления изначально были обусловлены той

ролью, которую играли атомная промышленность и военное ведомство в осуществлении атомной программы.

В силу объективных обстоятельств, на начальном этапе оснащения ядерным оружием Вооруженных Сил сложилась практика, когда ядерные боеприпасы производились, хранились и эксплуатировались в одном ведомстве — Министерстве среднего машиностроения, а ответственность за их боевое применение несло другое ведомство -Министерство обороны.

Очевидная противоречивость такого положения наиболее остро проявила себя как при разработке новых образцов ядерных боеприпасов, так и в вопросах ядерного обеспечения. Во-первых, первоначальная практика инициативной разработки атомной промышленностью новых образцов ядерного оружия в условиях межведомственной разобщенности в полной мере не учитывала потребности армии и флота в этом оружии, а во-вторых - промежуточные звенья управления затрудняли руководство ядерно-техническими частями, не позволяли оперативно осуществлять эффективные организационно-технические меры повышения их боевой готовности.

Именно этими причинами были продиктованы радикальные решения ЦК КПСС и СМ СССР о передаче функций по заказам, приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны. Несомненно, основными обстоятельствами, способствовавшими этому мероприятию, явились с одной стороны, создание в атомной промышленности инфраструктуры и завершение отработки технологии хранения и безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов, а с другой -обострившаяся военно-политическая обстановка, предъявившая более высокие требования к боеготовности Вооруженных Сил.

Исключительное значение в процессе возрастания роли Министерства обороны в дальнейшем развитии ядерного оружия имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (март 1956 года) "Об участии МО СССР в работах по созданию и эксплуатации ядерного оружия. Этим документом было установлено, что впредь разработка новых образцов ядерных боеприпасов, предназначенных для принятия на вооружение, должна проводиться только по согласованным тактико-техническим требованиям, чем был положен конец инициативной разработке ядерных боеприпасов.

В дальнейшем в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1306-598 от 23.11.1957 года функция по заказам ядерного оружия полностью была передана из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны. Тактико-технические требования к разрабатываемым ядерным зарядам рассматривались совместно Министерством среднего машиностроения и Министерством обороны и утверждались Министром обороны СССР.

Аналогичная тенденция характерна и для практики ядерного обеспечения. Конечно же, в начальный период внедрения ядерного оружия в Вооруженные Силы по вполне объективным обстоятельствам (отсутствие опыта эксплуатации нового оружия и подготовленных инженерно-технических кадров, необходимой оснастки, технологического оборудования, эксплуатационно-технической документации и др.) доминирующая роль здесь принадлежала атомной промышленности. Решение вопроса о применении ядерного оружия - исключительная компетенция Правительства СССР. Только по распоряжению Председателя Совета обороны СССР Первое главное управление (МСМ) могло доставить и передать ядерные боеприпасы в высшей степени боевой готовности в части боевого применения.

12 марта 1956 года ЦК КПСС и СМ СССР было принято радикальное по своему содержанию постановление №350-222, в соответствии с которым Министерство обороны и МСМ до 15 июля 1956 года должны были внести предложения о передаче Министерству обороны в 1956 году сборочных бригад, ядерных бомб и технологического оборудования, находящихся на войсковых РТБ в ведении МСМ. Также этим постановлением предлагалось

к концу 1956 года разработать и внести предложения о сроках и порядке передачи из МСМ в Министерство обороны функций по приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия, учтя при этом опыт передачи РТБ.

В числе важных мероприятий, которые осуществлялись в соответствии с отмеченным ранее мартовским Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, было проведено учение во втором квартале 1956 года. Поднятые по боевой тревоге центральная база хранения ядерного оружия, несколько РТБ и авиационных частей, имеющих самолеты-носители, с возложенными на них задачами в основном справились. Однако в процессе проверки были выявлены существенные недостатки как в организации службы эксплуатации ядерного оружия на базах хранения, так и в летной подготовке экипажей-носителей.

Требовала существенных изменений эксплуатационно-техническая документация. Используемые при сборке ядерных бомб ручные грузоподъемные средства удлиняли время, затрачиваемое на эти работы, и физически изнуряли личный состав сборочных бригад. Имеющиеся на перевалочных базах железнодорожные ветки с платформами для работ со специальными грузами не обеспечивали своевременную погрузку и отправку вагонов с ядерными боеприпасами и требовали проведения некоторой реконструкции. Наиболее неприятным фактом, выявленным в процессе проверки, был тот, что летные экипажи самолетов-носителей провели недостаточно точное бомбометание учебными ядерными бомбами по заданной цели. В постановлении об итогах комплексной проверки Совет Министров СССР потребовал от Министерства обороны улучшить боевую подготовку специальных соединений дальней и фронтовой авиации в части повышения точности бомбометания ядерными бомбами и с конца 1956 года перейти к тренировочным полетам экипажей с бомбометанием полновесных макетов различных типов ядерных бомб, вносились необходимые изменения.

Передача сборочных бригад и ядерных бомб, находящихся на РТБ, была проведена в два этапа. Часть из них была передана до 15 ноября, а остальные - к 15 декабря 1956 года. С этого времени Министерство обороны стало нести полную ответственность не только за боевое применение ядерного оружия, но и за длительное хранение и сбережение его непосредственно в войсках.

Разработанные Министерством обороны и Министерством среднего машиностроения предложения о сроках и порядке передачи Министерству обороны функций по заказам, приемке, хранению и эксплуатации ядерного оружия были рассмотрены Советом Министров СССР в ноябре 1957 года. Министерству обороны передавалось Главное управление комплектации с аппаратом специальной приемки на заводах и конструкторских организациях атомной промышленности, учебные центры по подготовке специалистов, а также центральные базы хранения.

Министерство обороны обязано было до 1 июня 1958 года принять от Министерства среднего машиностроения все центральные базы с хранящимися в них ядерными боеприпасами, личным составом и технологическим оборудованием, строительные и монтажные организации, осуществляющие строительство и оборудование этих объектов. Ввиду того, что охрану центральных баз несли части внутренних войск МВД, а лечебно-профилактическими и детскими учреждениями ведало Министерство здравоохранения, оба эти министерства были обязаны передать Министерству обороны подведомственные им подразделения и учреждения вместе с личным составом и материальными ценностями.

Приемку объектов осуществляли две комиссии. Одна из комиссий, под руководством Маршала артиллерии М.И. Неделина, принимала уже введенные в эксплуатацию центральные базы хранения с находящимся в них ядерными боеприпасами. Вторая комиссия, под председательством генерала Н.М.Попова, вела приемку центральных баз, находящихся в стадии строительства.

Комиссия, принимавшая введенные в эксплуатацию центральные базы, обратила внимание на ряд существенных недостатков, главным из которых являлась низкая суточная

производительность объектов по выдаче войскам ядерных боеприпасов в близкой к максимальной степени готовности. Она составляла около 1% от числа боеприпасов, хранящихся на центральной базе. Такой темп выдачи боеприпасов войскам, особенно в военный период, не соответствовал оперативным расчетам Генерального штаба. Наличный на центральных базах хранения парк изотермических вагонов и специальных автомобилей не обеспечивал возросшие потребности Министерства обороны по перевозке ядерных боеприпасов. Степень защиты входов в основные хранилища боеприпасов, а также средств энергоснабжения и ряда вспомогательных сооружений от современных средств поражения была недостаточной.

Обобщенные материалы о результатах приемки-передачи центральных баз хранения ядерных боеприпасов с конкретными выводами и предложениями Министерства обороны и Министерства среднего машиностроения были представлены ЦК КПСС и Совету Министров СССР. В начале октября 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое утвердило передачу центральных баз хранения ядерного оружия Министерству обороны. На Министерство обороны была возложена задача до конца 1958 года повысить суточную производительность центральных баз по выдаче войскам ядерных боеприпасов в 2 раза по сравнению с действующим оперативным планом. Для выполнения этой задачи необходимо было часть боеприпасов, хранящихся в разобранном виде, перевести в состояние близкой к максимальной степени готовности, в которой они подлежали отправке в войсковые РТБ, а также несколько усилить сборочные бригады личным составом и технологическим оборудованием.

В течение 1959-1960 гг. суточная производительность центральных баз должна была возрасти в 4-5 раз за счет реконструкции существующих и дополнительного строительства новых хранилищ. Министерство обороны было обязано провести ряд мероприятий по повышению устойчивости и живучести центральных баз при воздействии на них современных средств поражения, а также по улучшению их маскировки от воздушного наблюдения.

На основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 29-14 от 9 января 1958 года Генеральный штаб 12 февраля 1958 года издал директиву № 554841 в которой потребовал переформировать передаваемое из Министерства среднего машиностроения Главное управление комплектации в Главное управление специального вооружения Министерства обороны (войсковую часть 31600). Несколько позднее в соответствии с директивой Генерального штаба № 556417 от 29 апреля 1958 года этому управлению было присвоено наименование "12 Главное управление Министерства обороны СССР (войсковая часть 31600)".

Обязанности начальника 12 Главного управления МО СССР исполнял генерал-майор инженерно-технической службы Н.П.Егоров. Его заместителями являлись: генерал-майор артиллерии М.К.Никольский - главный инженер управления; полковник Е.Ф.Дурнов-заместитель начальника управления по политчасти, он же - начальник политотдела. Организационно в состав 12 Главного управления входили: два управления (управление заказов, эксплуатации и хранения специального оружия, начальник - инженер-полковник А.Д. Искра; управление специально-технического обеспечения и капитального строительства, начальник - инженер-полковник И.А.Савин) и шесть самостоятельных отделов.

Логическим завершением процесса централизации руководства ядерным обеспечением в Министерстве обороны явилось включение в состав 12 Главного управления Министерства обороны Шестого управления МО СССР, которое было осуществлено оформлено директивой Генерального штаба Вооруженных Сил № 541392 от 14 февраля 1959 года. Штат преобразованного 12 Главного управления Министерства обороны значительно увеличился и составил 344 военнослужащих и 71 служащего. Отдельные структурные подразделения бывшего Шестого управления МО СССР организационно объединились с управлениями и отделами 12 Главного управления МО СССР, исходя из их общей

специфики. Но абсолютное их большинство было включено в состав управления с прежней нумерацией и названо управлением "Испытаний атомных зарядов, боевого применения, научно-исследовательских работ, противоатомной защиты войск и специального контроля за ядерными взрывами".

Начальником 12 Главного управления приказом МО СССР № 0490 от 12.03.1959 года был назначен генерал-лейтенант В.А. Болятко. Его первым заместителем - ранее исполнявший обязанности начальника 12 Главного управления МО СССР генерал-майор инженерно-технической службы Н.П.Егоров. На руководящие должности вновь образованного Главного управления были назначены и другие генералы и офицеры бывшего Шестого управления МО СССР. Так, генерал-майор инженерных войск В.Ф.Тимошенко (впоследствии - генерал-лейтенант) был назначен заместителем начальника 12 Главного управления МО СССР, генерал-майор инженерных войск В.С. Тютюнников (впоследствии -генерал-лейтенант) - начальником 2 управления 12 Главного управления МО СССР, генерал-майор инженерно-технической службы Г.И. Бенецкий - начальником шестого управления 12 Главного управления МО СССР.

Таким образом, к началу 1959 года завершился процесс централизации руководства ядерным обеспечением в Министерстве обороны СССР. Путем передачи из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны Главного управления комплектации, его дальнейшей реорганизации и слияния с Шестым управлением МО СССР, в Вооруженных Силах был создан новый орган - 12 Главное управление МО СССР - принявший на себя всю ответственность за реализацию ядерно-технической политики в войсках (силах). Проведенная реорганизация изменила систему ядерного обеспечения Вооруженных Сил, исключив промежуточные звенья управления, что способствовало повышению боевой готовности частей, применяющих ядерное оружие. Оно обеспечило возможность проведения Министерством обороны самостоятельной технической политики в области ядерного оружия.

Роль и значение создания как исторических предшественников, так и самого 12 ГУ МО СССР можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком значении: без этих организационных структур нашей стране невозможно было бы стать обладательницей ядерного оружия, оснастить им Вооруженные Силы и поддерживать в установленных степенях боевой готовности.

В широком смысле: факт обладания СССР ядерным оружием, и создание войск (сил), способных его применять и эксплуатировать, вполне логично рассматривать как ответ нашей страны на вызовы времени. С высоты сегодняшнего дня мы видим, что ответ этот был своевременным, правильным и позволил сорвать агрессивные планы в отношении СССР. В этой связи образование 12 Главного управления Министерства обороны СССР и структур, ему предшествовавших, представляются как события большой государственной значимости, сыгравшие существенную роль в истории нашей страны.

 

Автор: Никитин Антон

Joomla 1.6 Template
Joomla 1.6 Template